На совместное заседание Межотраслевого Совета по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Главе Кабардино-Балкарской Республики и комиссии Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики по экономическому развитию, поддержке предпринимательства и жилищно-коммунальной политике по рассмотрению организации исполнения в Кабардино-Балкарской Республике «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (с последующими изменениями).

В соответствии с планами работы на 2019 год Межотраслевой Совет по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Главе Кабардино-Балкарской Республики (далее – Межотраслевой Совет) и комиссия Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики по экономическому развитию, поддержке предпринимательства и жилищно-коммунальной политике (далее – комиссия Общественной палаты) совместно рассмотрели организацию исполнения в Кабардино-Балкарской Республике «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (с последующими изменениями).

На основании вышеуказанных правил Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановлением от 27.10. 2016 года №196-ПП утвердило Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - Территориальная схема), в Кабардино-Балкарской Республике (в редакции постановления от 29.12.2017г.№245-ПП), разработанную ООО «САЭкоТех» (Екатеринбург). Кроме того, соответствующими органами государственной власти были приняты необходимые нормативно-правовые акты для осуществления постепенного перехода Кабардино-Балкарской Республики на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами «далее - ТКО».

В апреле 2018 года в результате конкурсного отбора был выбран Региональный оператор по обращению с ТКО по всей территории КБР – общество с ограниченной ответственностью «Экологистика», в функции которого входит осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

28 апреля 2018 года между Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики и ООО «Экологистика» подписаны соглашения, в соответствии с которыми в течение 8 лет Региональный оператор будет осуществлять свою деятельность в сфере обращения с ТКО на территории Кабардино-Балкарской Республики. Срок начала работы Регионального оператора установлен с первого января 2019 года.

В Территориальной схеме установлено, что общая масса всех отходов, образующихся на территории Кабардино-Балкарии в течение года, составляет 531116 тонн. Приведенная стоимость услуг Регионального оператора 8004940 т.р. в год.

В соответствии с Территориальной схемой в Кабардино-Балкарской Республике предусматривается создание 3 зон для обслуживания Региональным оператором, с созданием в каждой зоне межмуниципальных зональных центров (МЗЦ):

1 зона - МЗЦ «Урванский» на базе существующего полигона ТБО с линией сортировки – для сбора отходов от населенных пунктов: г.о.Нальчик, Урванский, Лескенский, Черекский и Чегемский муниципальные районы (с.п.Нартан) ;

2 зона - МЗЦ «Прохладный» на базе существующего полигона ТБО в с.Пролетарское - для сбора отходов от населенных пунктов: г.о. Прохладный, Терского, Майского, Прохладненского муниципальных районов;

3 зона - МЗЦ «Западный» - для сбора отходов от населенных пунктов: г.о. Баксан, Зольского, Эльбрусского, Баксанского и Чегемского муниципальных районов, на базе нового полигона, создаваемого на территории Баксанского или Зольского муниципальных районов.

24 августа 2018 года ООО «Экологистика» заключила договора на оказание услуг по транспортированию ТКО на территории трех зон с ООО «Южная нерудная компания». ООО «Южная нерудная компания» в свою очередь заключила договора на транспортировку с организациями по всем населенным пунктам.

Приказом Министерства инфраструктуры и цифрового развития КБР от 5 октября 2018 года №79-п «Об утверждении норматива накопления твердых коммунальных отходов» по Кабардино-Балкарской Республике норматив накопления составляет:

-многоквартирные жилые дома 2.99 м3/год на человека;

-индивидуальные жилые дома 3.17 м3/год на человека.

В Территориальной схеме норматив накопления принят усредненный 3.12 м3/год на человека, расчетная плотность ТКО 175 кг/м3 на человека в год.

Министерством энергетики, тарифов и жилищного надзора КБР приказом №94 от 20 декабря 2018 года утверждены предельные тарифы для жителей многоквартирных домов, индивидуальных жилых домов и иных потребителей без (НДС):

-для 1 зоны деятельности - 276.02 руб./м3;

-для 2 зоны деятельности – 301.10 руб./м3;

-для 3 зоны деятельности – 306.52 руб./м3.

Плата для населения составляет (без НДС):

-для 1 зоны деятельности – 68.77/72.92 (МКД/ЧС) руб./с чел. в месяц;

-для 2 зоны деятельности – 75.02/79.54 (МКД/ЧС) руб./с чел. в месяц;

-для 3 зоны деятельности – 76.37/80.97 (МКД/ЧС) руб./с чел. в месяц.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.04.2019 г. Министерство энергетики, тарифов и жилищного надзора КБР должно в трехмесячный срок привести предельные тарифы в области обращения с ТКО в части внесения изменений в ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

По состоянию на 20 мая 2019 года все твердые коммунальные отходы вывозятся на 2 лицензированных полигона в с.п.Урвань Урванского района с линиями сортировки (мощностью до 100 тыс. тонн и 50 тыс. тонн) и с.п. Пролетарское Прохладненского района с линией сортировки (мощностью до 40 тыс. тонн).

Всего на 2 полигона с территории Кабардино-Балкарской Республики твердых коммунальных отходов завезено с 1 января 2019 года по 14 мая 2019 года 520 951,9 м3 (90 302,9 тонны). В среднем в день завозится на полигоны 3 881,7 м3 (669,2 тонны) твердых коммунальных отходов.

Общее количество техники, осуществляющей вывоз твердых коммунальных отходов с территории республики составляет более 139 единиц, из них закреплено за городским округом Нальчик около 50 единиц.

К н6астоящему времени Региональным оператором по договору лизинга приобретены 11 новых единиц спецтехники, две единицы на стадии оформления, отвечающие всем современным требованиям для сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, данная техника задействована на территории городского округа Нальчик. В связи с приобретением новых машин логистами регионального оператора ведется работа по выстраиванию гибкого ежедневного почасового графика вывоза ТКО в соответствии с нормами действующего экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства и Территориальной схемой.

На новые единицы спецтехники установливается система спутниковой навигации ГЛОНАСС, идет процесс подключения к общей системе контроля. Операторам по сбору и транспортированию ТКО направлены письма с уведомлением о необходимости оснащения принадлежащей им спецтехники системой ГЛОНАСС.

Для своевременного заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО в населенных пунктах районов КБР и осуществления расчетов по ним Региональный оператор организовал в каждом административном центре муниципальных образований (в 10 районах КБР) - обособленные подразделения. Данные структуры наделены функциями абонентской службы Регионального оператора.

Открыты пункты приема платежей без комиссии в г. Нальчик в центральном офисе и дополнительно в 4-х подразделениях, а также во всех административных центрах республики в офисах Регионального оператора. Также прием денежных средств ведется через Сбербанк, Почту России, систему MOSTPAY, заключены договоры с ПАО Банк «Открытие», Банк Нальчик ООО.

По информации Регионального оператора проводится ежедневная работа по актуализации базы данных абонентов. Договорными обязательствами охвачены 20% юридических лиц, с бюджетными организациями налаживается процесс электронного документооборота.

На сегодняшний день ведется мониторинг ситуации экологического состояния Республики. Принимаются меры по выявлению и ликвидации несанкционированных мест размещения ТКО, образующихся в зоне деятельности Регионального оператора в порядке, установленном Правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.

Переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами постоянно находится под контролем Министерства инфраструктуры и цифрового развития КБР, муниципальных комиссий, межведомственной комиссий по санитарному состоянию территорий, ОНФ, организацией «Экологический патруль» и общественным контролем, широко освещается в СМИ, медиа и сети интернет.

Региональный оператор обеспечил размещение информации о деятельности в области обращения с ТКО путем ее размещения в форме открытых данных на сайте Регионального оператора.

Местными администрациями муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики совместно с представителями ООО «Экологистика» проводятся рабочие встречи с населением, с приглашением глав сельских администраций, депутатов, руководителей организаций и предприятий, индивидуальных предпринимателей по информированию о внедряемой новой системе обращения с твердыми коммунальными отходами, установленных правилах и порядка деятельности, тарифах. В населенных пунктах определены места для размещения площадок накопления твердых коммунальных отходов и сформированы их реестры, прорабатывается вопрос приобретения необходимого количества контейнеров. В разъяснительной работе по реформе ТКО использованы средства массовой информации, сайты, социальные сети.

Для уменьшения объема захоронения твердых коммунальных отходов на территории Кабардино-Балкарской республики Правительством Кабардино-Балкарской Республики проводится работа по привлечению частных инвесторов для создания инфраструктурных объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Кроме того, в 2018 году Кабардино-Балкарской Республикой в рамках полученных субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий, включенных в состав утвержденных в установленном порядке государственных программ в области обращения с отходами (экологический сбор) создана мусоросортировочная линия в городском округе Баксан мощностью 50 тыс. тонн в год, общей стоимостью 34 554,8 тыс. рублей (федеральный бюджет 32 136,0 тыс. рублей, республиканский бюджет 2 418,8 тыс. рублей).

В соответствии с региональным проектом «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология» Кабардино-Балкарской Республике выделены финансовые средства на 2019-2021 годы в размере 139,874 млн. рублей. Финансовые средства планируется направить на:

-2019 году создание мусороперегрузочной станции с элементами сортировки в городском поселении Тырныауз 70,815 млн. рублей;

-2020 году приобретение оборудования для обработки ТКО 34,555 млн. рублей;

-2021 году создание мусоросортировочного комплекса в городском поселении Залукокоаже 34,504 млн. рублей.

В результате рассмотрения вопроса Межотраслевой Совет и комиссия Общественной палаты отмечают, что органами государственной власти и органами местного самоуправления проводится серьезная совместная работа для осуществления постепенного перехода Кабардино-Балкарской Республики на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами.

Вместе с тем, имеются определенные недоработки на первом этапе внедрения реформы обращения с ТКО.

С момента подписания соглашения с Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики Региональный оператор не воспользовался в полной мере имеющимися восемью месяцами 2018 года для организации четкой и налаженной работы по исполнению своих полномочий. Первое января 2019 года регоператор начал не имея актуальной абонентской базы по проживающим в многоквартирных жилых домах и частном секторе, а также по предприятиям, организациям и иным юридическим лицам. Не было организовано достаточного количества пунктов работы с абонентами, не укомплектованы требуемые штаты работников, отсутствовала автотранспортная специальная техника, компьютеры.

Непрофессиональные действия работников регоператора привели к «компьютерному сбою» в начислении платежей - не зависимо от количества проживающих в жилых помещениях все абоненты получили платежные квитанции на состав проживающих пять человек. Это вызвало серьезное недовольство жителей многоквартирных жилых домов и частного сектора, вынужденных ехать в офис «Экологистики», доказывать свою правоту представляя паспорт, домовую книгу, свидетельства на право собственности. «Компьютерный сбой» был воспринят населением как намеренные действия.

Указанные недостатки, к сожалению, не способствовали восприятию у граждан положительного образа реформы с ТКОТКО.

Руководство регионального оператора ссылается на проблемные вопросы, возникшие в ходе его деятельности: низкая собираемость платежей за услуги ТКО от населения, слабая актуализация абонентской базы, с некоторыми муниципалитетами имеются разногласия по количеству контейнеров, установленных в населенных пунктах на площадках накопления ТКО. Многие юридические лица уклоняются от заключения с регоператором договоров на услуги по обращению с ТКО, подают заведомо заниженные объемы, а регоператор не имеет юридических мер воздействия на них, считает, что требуется помощь со стороны надзорных органов.

По имеющейся информации Территориальная схема обращения с отходами не проходила процедуру общественного обсуждения, что является нарушением статьи 13.3. Федерального закона №89-ФЗ.

Региональный оператор представляет ежеквартально отчет уполномоченному органу по фактическим объемам вывезенных ТКО с территории населенных пунктов КБР, однако в отчете нет сведений о планируемых на квартал объемам вывозки ТКО, без которых невозможно определить эффективность работы перевозчиков. То есть действует принцип «как получится».

Целесообразно разработать на текущий год и утвердить уполномоченным органом квартальные плановые показатели деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО в разрезе зон деятельности в объемах, предусмотренных Территориальной схемой и приведенной стоимости услуг Регионального оператора , предусмотренных соглашениями с Минстроем КБР от 28.04.2018 г.

По информации Министерства инфраструктуры и цифрового развития КБР инвестиционная программа на ближайшую перспективу в области обращения с твердыми коммунальными отходами отсутствует.

Ежегодно Министерство энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики в рамках предельных уровней, определенных ФАС России, утверждает тарифы на энергоносители, при этом, рост тарифов допускается в пределах 3-5 % к уровню прошлого года. В связи с переходом на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами, допущен значительный рост тарифов жителям сельских поселений. Единые тарифы на услуги Регионального оператора по обращению с ТКО установлены на 2019 год с ростом  к прошлому году:

-для Черекского района на 365 % (действовал 20 руб/чел, стал 72.92 руб/чел);

-для Прохладненского района на 159 % (действовал 50 руб/чел, стал – 79.55 руб/чел), а в отдельных селах вырос на 249 % (при тарифе 32 руб/чел);

-для Эльбрусского района на 155 % (действовал 49.26 руб/чел, стал 76.37 руб/чел).

При этом не произошло соразмерного повышения качества обслуживания регоператором сельских жителей. Даже если сопоставить, к примеру, что для городских жителей в тариф заложен ежедневный вывоз ТКО, а для сельского населения один раз в неделю, то только лишь на разнице в расходах на транспортировку ТКО можно уменьшить тариф для сельчан.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498, от 27.02.2017 N 232 услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к коммунальной услуге. На селекторном совещании 19 февраля 2019 года Председатель Правительства РФ Д.Медведев рекомендовал высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (резолюция от 19 февраля 2019 года №ДМ-П9-10пр) предусмотреть возможность установления льготных тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами для отдельных категорий потребителей. Учитывая низкий уровень доходов сельских жителей, целесообразно было бы для них установить льготы по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

По итогам встречи с участниками Всероссийского экологического форума «Чистая страна» 23 .04.2019 г. Председатель Правительства РФ Д.Медведев дал поручения от 26.04.2019 г. № ДМ-П9-3502):

Минприроды России, Минстрою России, Минэкономразвития России и ФАС России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовить до 1 июля 2019 г. предложения, направленные на совершенствование установления нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов для населения, предусмотрев возможность органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации :

- выбирать варианты расчётной единицы при определении норматива накопления твёрдых коммунальных отходов для граждан, проживающих в многоквартирных домах и объектах индивидуального жилищного строительства, исходя из количества человек или площади жилого помещения;

-устанавливать дифференцированный подход к определению нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов при осуществлении их раздельного накопления гражданами, а также вида населённого пункта и вида жилого помещения, природных и климатических особенностей территорий.

Целесообразно проработать данный вопрос для условий Кабардино-Балкарской Республики.

В соответствии с региональной программой КБР «Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами», утвержденной постановлением Правительства КБР от 31 августа 2017 г. № 155-ПП бюджетных ассигнований из федерального и республиканского бюджета в 2017-2020 годах не предусматривается. Данное обстоятельство ставит под сомнение ход успешного проведения реформы по обращению с ТКО на начальном этапе только силами Регионального оператора.